[vc_row][vc_column][vc_single_image image=”20546″ img_size=”full” alignment=”center” css=”.vc_custom_1621404146191{padding-top: 30px !important;padding-bottom: 30px !important;}”][vc_column_text]
– Что такое Патент и как он связан с франшизой?
Патентом охраняются разновидность объектов права интеллектуальной собственности – объекты промышленной собственности, такие как: изобретение, полезная модель, промышленный образец; Другими словами, владелец патента может решать как и кем будет использоваться его изобретение. Патентообладатель имеет полное право запретить использовать его запатентованное изобретение или наоборот он может разрешить использовать патент, например за денежное вознаграждение или роялти.
Что касаемо франшизы, есть договор комплексной предпринимательской лицензии- соглашение, в котором одно лицо передает другому лицу ряд прав, так называемый комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс). Такой договор предусматривает использование лицензионного комплекса, деловой репутации и коммерческого опыта. В лицензионный комплекс могут входить такие права, как: право на товарный знак или по-простому «бренд», патент, объекты авторского права. Это означает, что владелец франшизы (Франчайзер) является правообладателем на передаваемый им комплекс исключительных прав, он дает свое согласие на возможность вести уже готовый бизнес под известным и популярным именем – «брендом». Такие бизнес-отношения выгодны обоим сторонам, Франчайзер получает роялти(плату), а франчайзи получает готовый бизнес-план.
– Если зарегистрировать товарный знак в РК, нужно ли регистрировать этот же товарный знак на территории стран ЕАЭС?
Ранее, это зависело от целей владельца товарного знака. Так как право на товарный знак — было территориальным право, то есть защита на него предоставлялась на той территории, где, он зарегистрирован. Соответственно если владелец казахстанского товарного знака намеревался развивать свой бизнес в странах ЕЭАС, и хотел защитить свой «бренд» в этих странах, то ему следовало подать заявку на регистрацию в желаемой стране.
Однако, Казахстан ратифицировал много международных нормативных актов и договоров, связанных с товарным знаком и патентом. Один из таковых является «Договор о товарных знаках Евразийского экономического союза» от 3 февраля 2020 г., в котором подтверждено, что товарный знак, поданный на регистрацию в национальное патентное ведомство, может быть преобразовано в заявку на товарный знак Евразийского экономического союза, при соблюдении всех требований.
Сама Инструкция по процедурным правилам реализации положений Договора не утверждена, а технологические процессы по процедуре приема заявок пока не выстроены. но это лишь вопрос времени.
– Как регулируются франчайзинговые правоотношения в Казахстане?
Франчайзинг это коммерческие, взаимовыгодные отношения между Франчайзером и Франчайзи. Поэтому, такие правоотношения, в первую очередь, регулируются Гражданским Кодексом Республики Казахстан. Так же, есть не малое количество законов, касаемых франчайзинга, например: Закон о товарных знаках, об авторском праве, патентный закон, закон о комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге).
– Как обеспечить юридическую защиту при работе с иностранным франчайзером или франчайзи?
В первую очередь, нужно очень внимательно и кропотливо изучить договор, проанализировать все риски при выборе применимого к договору права. Согласно международному частному праву, при соглашении двух сторон, можно выбрать каким правом будет регулироваться договор. При договорных правоотношениях с иностранными субъектами, Казахстан дает ощутимую свободу. Так же, в Казахстане имеются организации, которые могут помочь в решении проблем с вопросами о франчайзинге. Например, Казахстанская ассоциация франчайзинга.
– Чем занимается Казахстанская Ассоциация Франчайзинга?
КАФ – национальная организация франчайзинга, является центром популяризации франчайзинга, главной целью ассоциации является развитие института франчайзинга в стране и улучшение правовых и бизнес-отношений предпринимателей.
Благодаря Казахстанской Ассоциации Франчайзинга, удалось централизовать многие аспекты франчайзинга в Казахстане, например, показать реальную статистику, сплотить достойных Франчайзеров и Франчайзи в одной среде, стать центром информации для СМИ, улучшить правовые аспекты франчайзинга путем предложения изменений действующего законодательства.
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]