Марина Дурманова, президент Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности РК
В последние годы государство реализует планомерную политику в направлении совершенствования системы подготовки кадров для системы здравоохранения. Ее основные основы были заложены в статьи новой редакции Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 7 июля 2020 года и после вступления в силу этого основополагающего документа вышел огромный блок подзаконных нормативно-правовых документов, регулирующих различные аспекты обеспечения отрасли квалифицированными кадрами.
Во-первых, введена Национальная система учета кадровых ресурсов или профессиональный регистр. Он представляет собой Базу для регистрации, учета, миграции, оттока медицинских и фармацевтических кадров, которая ведется с целью обеспечения персонифицированного учета, а также непрерывного профессионального развития работников здравоохранения. На основе данных профессионального регистра работников здравоохранения осуществляются мониторинг и прогнозирование развития рынка труда и человеческих ресурсов, планирование подготовки кадров.
Учет, мониторинг, анализ состояния кадровых ресурсов здравоохранения осуществляет Национальный координатор по кадровым ресурсам. Этот орган ежемесячно представляет в уполномоченный орган информацию по мониторингу регистрации, учету, миграции, оттоку работников здравоохранения и ежеквартально – прогнозные аналитические данные по развитию рынка труда и человеческих ресурсов, сроков подтверждения квалификации. Информацию для регистра предоставляют специалисты службы управления персоналом.
В рамках Профессионального регистра осуществляются:
1) учет действующих кадровых ресурсов в области здравоохранения в разрезе субъектов здравоохранения, административно-территориальной единицы;
2) учет сведений по профессиональному развитию кадровых ресурсов в области здравоохранения;
3) мониторинг, анализ, прогнозирование и стратегическое планирование кадровых ресурсов в области здравоохранения;
4) анализ данных в части кадрового обеспечения субъектов здравоохранения, включая потребность в разрезе специальностей медицинской организации;
5) предоставление доступа профессиональным медицинским ассоциациям и общественным объединениям, осуществляющим деятельность в области здравоохранения, для оценки непрерывного профессионального развития кадровых ресурсов здравоохранения.
Кроме того, профессиональный регистр обеспечивает формирование списка сотрудников на повышения квалификации; уведомление за 2 месяца об истечении срока действия сертификата и блокирование учетной записи сотрудников при просроченном сертификате.
Сертификации предшествует оценка знаний и обучение. Оценке знаний подлежат фармацевтические работники со средним (техническим и профессиональным), послесредним, высшим и послевузовским фармацевтическим образованием, в том числе работники:
1) имеющие перерыв в профессиональной деятельности по специальности более 3-х лет;
2) направленные по решению комиссии о ненадлежащем исполнении в случае медицинского инцидента;
3) прошедшие сертификационный курс;
4) иностранные специалисты, не имеющие разрешительных документов и лицензионных и (или) сертификационных экзаменов, признаваемых на территории РК;
5) лица, получившие образование и обучение за пределами РК.
Следует отметить, что в Казахстане прописаны отдельные правила оценки профессиональной подготовленности выпускников образовательных программ и оценки профессиональной подготовленности специалистов в области здравоохранения. Таким образом, предусмотрена оценка знаний и сертификация по итогам основной программы фармацевтического образования и по результатам дополнительного образования 1 раз в 5 лет.
В первом случае она проводится за счет средств организаций образования (при неявке или пересдаче – за свой счет), во втором – за счет средств работодателя, личных средств кандидата.
Оценка знаний проводится автоматизированным компьютерным тестированием с помощью тестовых вопросов.
Сертификат специалиста выдается по результатам оценки знаний. Он действителен только в случае его регистрации в профессиональном регистре.
Сертификация специалистов в области здравоохранения проводится согласно Перечню специальностей и специализаций, утвержденных уполномоченным органом.
Претендент направляет в департаменты КМФК МЗ РК через веб-портал www.egov.kz, www.elicense.kz заявление по форме и перечень документов, не позднее, чем за 30 календарных дней до окончания срока действия имеющегося сертификата.
Обязательной сертификации подлежат работники с высшим и послевузовским фармацевтическим образованием со специализацией:
- Фармация
- Менеджмент в фармации
- Клиническая фармация;
- Управление качеством в фармации
А также работники с техническим и профессиональным фармацевтическим образованием со специализацией «Фармация» (специалист).
Следует отметить, что недавно номенклатура дополнилась. В перечень введены новые должности с высшим фармацевтическим образованием. В их числе: клинический фармацевт, радиофармацевт, менеджер по управлению качеством в фармации, инспектор.
Новой должностью – ассистент фармацевта (провизора) – пополнился перечень должностей специалистов с техническим и профессиональным фармацевтическим образованием.
Понятно, что для всех уже работающих фармацевтов страны важны Правила и порядок подтверждения результатов непрерывного профессионального развития работников здравоохранения. Они утверждены приказом Министра здравоохранения РК от 20 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-283/2020. Данным документом определены объемы дополнительного образования специалистов, а также зачетные единицы, которые присваиваются за участие специалиста в мероприятиях, стажировках и публикацию статей.
Говоря о рисках и недостатках введения системы сертификации специалистов в сфере обращения ЛС и МИ, отмечу что она не учитывает ОБЪЕМНУЮ, РЕГУЛЯРНУЮ профессиональную систему обучения персонала, заложенную в стандарты Надлежащих фармацевтических практик (GMP, GDP, GPP и т.д.) Фактически данная система дублирует систему обучения и оценки знаний персонала Надлежащих фармацевтических практик и создает дополнительную ненужную нагрузку.
Ведь в соответствии с правилами GXP, все участники товаропроводящей цепи (производители, дистрибьюторы, аптеки) обязаны обеспечить обучение персонала. Кроме основного обучения, включающего теорию и практику, весь персонал проходит последующее непрерывное обучение с периодической оценкой его эффективности на практике.
Обучение персонала проводится по программам обучения, утвержденным руководителями предприятий, подразделений или контроля качества. Обучение проводится в соответствии с утверждённым планом. Для обучения приглашаются высококвалифицированные зарубежные или отечественные эксперты. Эффективность обучения постоянно оценивается. Предприятия хранят записи о проведении обучения. При фармацевтической инспекции данный аспект деятельности проверяется и оценивается.
Есть очень большой риск, что сертификация специалистов в области обращения ЛС и МИ приобретет исключительно формальный характер, т.е. будет проводиться только ради сертификата с регулярной обязательной уплатой денежных средств за предсертификационные курсы и оценку знаний.
На сегодняшний день Независимой аккредитованной организацией тестирования совместно с вузами страны разрабатываются вопросы для тестирования теоретических знаний и практических навыков специалистов с фармацевтическим образованием. В число оцениваемых практических навыков планируется ввести навыки оказания скорой догоспитальной неотложной помощи, в том числе при внезапной остановке сердца, при анафилактическом шоке. В июне текущего года тестирование пройдут выпускники вузов, тестирование работников отрасли начнется позже.
Надо понимать, что система сертификации специалистов, по сути, представляет собой видоизмененную систему присвоения категорий. Но система присвоения категорий у фармацевтов всегда была добровольной, а система сертификации – обязательная. Учитывая, что далеко не все фармацевтические работники сегодня имеют категорию/прошли сертификацию, введение всех положений кадровой политики в действие может спровоцировать огромный ажиотаж. Огромному количеству специалистов нужно будет быстро пройти обучение, оценку знаний и сертификацию. Ассоциация поддержки и развития фармацевтической деятельности РК выступает с предложением, если не отменить, то хотя бы ввести переходный период до 2023 года.
К публикации материал подготовила Ольга Баимбетова.